Новости свободного ПО

Как известно, в мире свободного ПО много программ делается по принципу "Just For Fun", то есть для собственного удовольствия и интереса. Из проектов, которые в той или иной степени относятся к этой категории ПО, можно отнести дистрибутив Linux Mint, операционную систему Python OS. Исходные тексты игры DOOM 3 теперь тоже стали доступны энтузиастам программирования. А из софта, предназначенного в первую очередь для практических задач, хотелось бы отметить MyPaint 1.0 и htop 1.0.


Linux Mint 12

Вот и пришло время всё-таки обратить внимание на дистрибутив Linux Mint. Во-первых, потому что этот дистрибутив обогнал в рейтинге distrowatch.com по популярности даже Ubuntu, чем вызвал определённый ажиотаж в околокомпьютерной прессе. Во-вторых, на прошлой неделе состоялся выход новой версии Mint 12 под кодовым названием "Lisa".

Хотя, с другой стороны, про Mint сказать то особо и нечего. Этот дистрибутив является форком Ubuntu. Злые языки даже называют Mint не иначе как "Болдженос 2". Разница между Mint и Ubuntu заключается разве что в дизайне и стиле. И до текущего года эта разница была не очень велика. Mint предлагал пользователям свой собственный, с претензией на элегантность, стиль рабочего окружения в зелёных тонах. Также в дистрибутиве Mint поставляется несколько собственных приложений - mintInstall, mintUpdate, mintMenu и др. Таким образом, Mint можно смело называть "Ubuntu Just For Fun".

Однако с весны этого года в Ubuntu стал использоваться по умолчанию фирменный интерфейс Unity. Также в этом году начала свой жизненный цикл третья версия рабочего окружения GNOME. Оба этих новых пользовательских интерфейса вызвали неоднозначные оценки среди пользователей. И многие обратились к альтернативам, одной из них и оказался Linux Mint, разработчики которого выступили приверженцами концепции "старого доброго" интерфейса а-ля Windows 95. Можно достаточно уверенно утверждать, что именно этот консерватизм разработчиков Mint в отношении пользовательского интерфейса и явился той причиной, по которой Mint стал обсуждаться в сообществе любителей Linux.

 

В весенней версии Mint 11 "Katya" создатели дистрибутива не стали переходить ни на Unity, ни на GNOME 3, а просто оставили классическое рабочее окружение GNOME 2. Но теперь в Mint 12 таки появились GNOME 3 и оболочка GNOME-Shell. Однако в угоду консервативным вкусам этот третий "Гном" был, так сказать, демодернизирован. Для организации традиционного пользовательского окружения в дистрибутив интегрирован набор дополнений 'MGSE' (Mint Gnome Shell Extensions). В результате в интерфейсе Linux Mint как в старые добрые времена присутствуют и нижняя панель запущенных приложений, и классическое меню приложений, и список окон, и даже пиктограмма корзины на рабочем столе.

А для совсем консервативных пользователей Linux Mint 12 по-прежнему оставляет возможность запустить GNOME 2. В состав дистрибутива включён код проекта MATE Desktop Environment, первоначально создаваемого в дистрибутиве Arch Linux. MATE - это форк GNOME 2.32, в котором предприняты попытки устранить проблему невозможности одновременной установки GNOME 2 и GNOME 3. Вследствие этого MATE ещё нельзя назвать стабильным проектом.

Вот, собственно, и всё, что можно сказать о причинах повышенного интереса к этому дистрибутиву. Хотя вполне возможно, что с версии Mint 12 дистрибутив будет всё больше превращаться в самостоятельный проект, а не останется просто косметической переделкой Ubuntu.


Python OS

Настоящей операционной системой "Just for Fun" можно было бы назвать проект Python OS Project (POP). На прошлой неделе этот проект анонсировали несколько российских граждан. Идея Python OS состоит в том, чтобы на ядре Linux организовать рабочее окружение, написанное на языке Python. Авторы Python OS Project утверждают, что они написали многие компоненты: установщик, терминал, консольные утилиты, файловый менеджер и др.

Сама концепция Python OS, конечно же, интересна, и эту новость опубликовали на таких ресурсах, как Opennet, Cnews. Однако настораживает то, что я пока не нашёл никого, у кого бы заработали представленные проектом iso-образы, выложенные почему-то на Pirate Bay. Хотя всё-таки будем надеяться, что проблемы с iso-образами POP - это издержки "Just for Fun", а не очередной "Болдженос" Дениса Попова. Поэтому в отношении Python OS я считаю, что, согласно житейской мудрости, лучше перебдеть, чем недобдеть.


MyPaint 1.0

Из полезных проектов, которые переросли уровень "Just for Fun" и превратились в стандартное средство решения некоторых задач, можно отметить программу MyPaint. На прошлой неделе после шести лет труда разработчики представили первую стабильную версию программы.

MyPaint - программа для цифровой живописи и рисования. Это узкоспециализированная программа. Она не может заменить собой универсальные редакторы растровой графики GIMP или Photoshop. MyPaint, например, не умеет таких вещей, как "crop" или "уровни". Зато имеет полную поддержку "рисовального" оборудования (в первую очередь, планшетов) и мощный движок кистей. При соответствующих параметрах движок кистей MyPaint позволяет создавать реалистичные материалы акварели или масла, а также материалы, невозможные в традиционной живописи, например, сочетающие свойства пастели, масла и акварели. В комплекте MyPaint поставляется около трёхсот кистей.

MyPaint является кроссплатформенной программой. Сборки для Windows и MacOS готовятся. А пользователи Ubuntu последнюю версию MyPaint могут взять из репозитория ppa:achadwick/mypaint-testing.


Htop 1.0

Восемь лет росла и, наконец, доросла до единички в номере версии и консольная утилита htop. Эта утилита является аналогом стандартной программы top, которая предназначена для мониторинга работы системы и запущенных процессов.

htop отличается от top большей дружественностью к пользователю. Здесь активно используются цвета, есть поддержка визуальных тем. Поддерживается также работа мыши, и поэтому, например, для завершения процесса нет необходимости вводить PID. Другими словами, это одна из тех маленьких утилит, которые делают жизнь легче уже тем, что не требуют помнить комбинации клавиш или постоянно подсматривать в справку.


GPL DOOM 3

Начиная с прошлой недели, исходный код игры DOOM 3, как и было обещано ранее, был открыт под свободной лицензией GPLv3. Или, говоря иначе, исходный код DOOM 3 перешёл в разряд "Just For Fun", и теперь энтузиасты могут повоевать не только с монстрами на Марсе, но... и с багами в исходниках этой игры, если, конечно, таковые найдутся.

Doom 3 - это шутер от первого лица, который выпустила компания id Software в 2004-м году при непосредственном участии легенды игромира Джона Кармака. Предыдущие игровые проекты id Software также с течением времени открывались. И даже после того, как id Software была куплена компанией ZeniMax Media, эта традиция открывать предыдущие игры осталась.

Несмотря на то, что движок id Tech 4, используемый в DOOM 3, появился в 2004-м году, он всё ещё считается современным. Движок поддерживает не только Windows, Linux и OS X, но и приставки PlayStation 3 и XBox 360. Так что, уверен, энтузиасты обязательно создадут новые версии марсианских приключений простого морского пехотинца, как говорится, с блэкджеком и новыми монстрами.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также