Контроль сотрудников: как, почему, зачем?

Как ни крути, но все-таки большинство компаний использует те или иные методы контроля сотрудников. Делают все это, конечно, по-разному. Как лучше контролировать человека, работающего за компьютером, чтобы он не сбежал из вашей компании?

В одних организация контроль практически тотальный - он организован в таком режиме, которому позавидовали бы даже сверхсекретные объекты. В других контролируются только результаты деятельности работников. Но не все могут ответить самим себе на вопрос, для чего же нужен контроль - для повышения качества работы сотрудников или для обеспечения безопасности работодателя? Оказывается, вполне можно найти решение, удовлетворящее и работников, и работодателя.

Вполне можно найти решение, удовлетворящее и работников, и работодателя.


Зачем контролировать работников?

Вообще говоря, контроль сотрудников в организации предполагает достаточно много функций. Самая простая и очевидная для всякого стороннего наблюдателя -мотивация к выполнению своих рабочих обязанностей. Впрочем, как отмечают психологи, наилучших результатов можно достичь, когда применяется широкий спектр различных приемов мотивации (как говорят в народе, "метод кнута и пряника") . Как бы то ни было, именно роль кнута отводится контролю сотрудников в большинстве как государственных, так и коммерческих организаций. Конечно, есть и более интересные способы мотивации, некоторые из которых рассматривались в "Компьютерных вестях".

 

Наилучших результатов можно достичь, когда применяется широкий спектр различных приемов мотивации.

Нужно сказать, что отдавая все силы именно карательной стороне контроля, работодатели упускают из виду другую, не менее важную - обеспечение информационной безопасности компании. А в настоящее время, между тем, именно эта функция выходит на первое место. Ведь очень часто даже те компании, которые умеют мотивировать работников и получать высокие результаты благодаря их слаженному труду, становятся жертвами неправомерных действий своих сотрудников. Поэтому компании, а последнее время ещё и государственные организации по мере своих возможностей борются с утечками закрытой корпоративной информации. Причем, как с теми, которые происходят из-за халатности и невнимательности сотрудников, так и с теми, которые являются результатами злого умысла и целенаправленной продажи секретов фирмы.

Очень часто даже те компании, которые умеют мотивировать работников и получать высокие результаты благодаря их слаженному труду, становятся жертвами неправомерных действий своих сотрудников.


Отрицательные стороны контроля

Думаю, все согласятся с тем, что чем сильнее контроль, тем менее он полезен для командного духа в организации. Ни в коем случае нельзя допускать ситуации личной неприязни контролера к тому, кого он должен контролировать, потому что средства контроля могут использоваться испытывающими друг к другу неприязнь сотрудниками для ведения кулуарной борьбы.

Ещё один резко негативный момент заключается в том, что некоторые ценные сотрудники, привыкшие к отсутствию строгого контроля над своей деятельностью, могут отказаться от продолжения работы в данной организации, мотивируя свое решение отсутствием доверия со стороны руководства. Особенно характено это в случае ссотрудников пожилого возраста, сталкивающихся с желанием нового руководства автоматизировать контроль выполнения своих поручений. В ряде случаев решить эту проблему могут разъяснения по поводу необходимости контроля всех сотрудников и отсутствия связи между контролем работников и недоверием работодателя к ним.

Также нужно обязательно помнить, что организация контроля связана с дополнительными издержками на оплату труда соответствующих специалистов, закупку оборудования или программного обеспечения. Сюда же можно отнести и косвенные затраты, связанные с отвлечением сотрудников от их рабочих обязанностей при составлении отчетов и расследовании инцидентов, связанных с информационной безопасностью.

Организация контроля связана с дополнительными издержками на оплату труда соответствующих специалистов, закупку оборудования или программного обеспечения.


Как контролировать?

В свете достаточно широкого спектра технических возможностей для организации контроля сотрудников возникает вполне закономерный вопрос: какие из них имеет смысл предпочесть? Если речь идет о производстве, то вам не обойтись без специализированной системы видеонаблюдения. В случае если сотрудники трудятся за компьютерами, достаточно чисто программных решений, менее затратных и в установке, и в использовании.

Сегодня такие средства, предлагаемые различными производителями, можно разделить на две основные группы. Первая - это средства, ориентированные на контроль выполнения сотрудником своих служебных обязанностей, отображающие текущую активность работника. В качестве примера такого программного продукта можно рассмотреть программу StaffCop. Вторая же группа -средства, ориентированные на обеспечение информационной безопасности и предотвращение утечек данных (DLP-системамы, от английского Data Leak Prevention - предотвращение утечек данных). Такого рода программное обеспечение контролирует информацию, выходящую за пределы пользовательских рабочих компьютеров, на предмет содержания в ней корпоративных конфиденциальных документов. Примером такого ПО является "Контур информационной безопасности SearchInform".

Какое из этих средств выбрать? Вопрос, на самом деле, не совсем корректен - для обеспечения качественной защиты от утечек информации организации должны использовать оба типа решений, поскольку задачи, ложащиеся на плечи каждого из них, мало связаны друг с другом. С помощью StaffCop удобно делать снимки рабочего стола и выявлять сотрудников, которые в рабочее время сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры или каким-либо другим образом весело проводят время за счет работодателя. А "Контур информационной безопасности" предоставляет возможность контролировать данные, передаваемые пользователями через HTTP, Skype, ICQ, электронную почту, записываемые на внешние носители информации, хотя с его помощью не так удобно смотреть, чем именно в настоящее время занят тот или иной сотрудник.

Для обеспечения качественной защиты от утечек информации организации должны использовать оба типа решений, поскольку задачи, ложащиеся на плечи каждого из них, мало связаны друг с другом.


Резюме

Подытожим изложенное выше и дополним несколькими новыми советами. Первый вывод: контроль работников в организациях следует рассматривать как неизбежное зло (причем с таких позиций к нему придется отнестись и работодателю, и самим сотрудникам). Наиболее эффективно обеспечить контроль офисных работников можно с применением специального программного обеспечения, которое должно позволять и наблюдать за выполнением работниками своих рабочих обязанностей, и противодействовать возможным утечкам информации. При этом лучше приобретать отдельные решения, каждое из которых ориентировано на выполнение своей задачи, помня о том, что система защиты от утечек информации должна поддерживать анализ данных в автоматическом режиме, предлагая специалисту по информационной безопасности максимально широкие поисковые возможности.

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя ап

Всё правильно, контроль необходим. Контроль процесса и результатов. И необходим не сверх меры. А вот в чём состоит эта мера - отдельный вопрос, каждый руководитель фирмы / подразделения фирмы должен решать на месте. Зависит, согласен, от специфики выполняемых функций.

Предыдущий уровень развития систем управления предприятиями характеризовался жёстким регламентированием времени и видов выполняемых сотрудниками работ. Система с более серьёзным контролем и без жёсткого администрирования позволяет гибче и посовременнее подходить к организации работы фирмы. Хотя и сегодня хватает видов деятельности, в которых необходим серьёзнейший контроль, возьмём, к примеру, Чернобыль и Фукусиму.

А если нет ни контроля, ни администрирования, то нет и предприятия. По крайней мере, большинства современных предприятий.

В статье правильно заметили, что для сотрудников разных специальностей и условий труда, необходимо применять разные методы контроля. Тем более, что их масса. К тому же многие онлайн-сервисы для учета рабочего времени не только ведут контроль за сотрудниками, но и, благодаря функционалу, предотвращают утечку информации.

А для того, чтобы контроль дал положительный результат, необходимо корректно подобрать метод мониторинга за персоналом и правильно настроить сотрудников к "грядущим переменам". К тому же, владельцы и руководители компаний имеют полное право знать, чем занимаются их подчиненные в рабочее время. 

Аватар пользователя savely

Я бы тут дал ссылочку на статьи Влада. 

StaffCop, Yaware, Tahometer...сервисов достаточно большое количество, чтобы выбрать для себя оптимальный. И правильно заметили, что нужно всего лишь "правильно настроить сотрудников к "грядущим переменам"".

Аватар пользователя HRpro

Недавно на этом же сайте  обсуждали конкретную программу для контроля над сотрудниками офисметрку)

Наиболее эффективный контроль офисных работников можно осуществлять с применением специальных программ, которые позволяют наблюдать за выполнением работниками своих прямых обязанностей. Можно протестировать программу для контроля сервиса Bitcop Security. Предлагаются наглядные графики, удобный интерфейс, понятные отчеты, которые можно построить как  отдельно по сотруднику, так и в целом по отделам.

Аватар пользователя Юлия Мельниченко

Столько сервисов написали в комментариях. внесу и свою лепту ))

Yaware.Online - сама пользуюсь уже год и вполне довольна

Аватар пользователя savely

 сама пользуюсь уже год и вполне довольна

А Вы кто будете-то? И зачем пользуетесь-то? 

Интересная статья, но вот у меня все сотрудники работают в офисе и работу их намного проще контролировать, мы это делаем с помощью Kickidler, за всей работой время от времени наблюдаем, к тому же каждый месяц у нас есть отчет о том кто на самом деле продуктивно работает, а кто сидит в соц сетях половину рабочего времени. Так на много проще работать.