Бриллианты, картины... Золото - новый гиперактив?!

Наблюдаем, как растёт в цене золото. Бьёт рекорд за рекордом. Месяц назад – 1500 долларов за унцию, две недели назад, 8 августа, когда публиковалась первая часть настоящего поста, – ниже 1700 долларов за унцию. А на этой неделе цена перевалила за 1900. Правда, вчера опять опустилась до 1700, но, думаю, не нужно на эту коррекцию обращать внимание. Когда же остановится рост? Чем он объясняется? Да, конечно, определённое влияние имеет тревога обладателей дешевеющих денег. Но! Высказываю своё личное мнение. Рост котировок золота объясняется не только тревогой денежных мешков и обывателей с некоторыми свободными средствами. Из золота создаётся новый пузырь-актив. И цена на него будет расти и далее. Подобно тому, как в своё время были созданы пузырь-актив бриллиантов, пузырь-актив произведений искусства в различных современных стилях. Бриллианты за последние сто лет подорожали более, чем в тысячу раз. Картины некоторых художников в современных стилях – аналогично. Хотя, можно ли назвать современными стилистические поиски художников-модернистов первой половины прошлого века?

Стоят ли алмазы и бриллианты сумм, записанных в их ценниках? Картины художников различных «современных» и не только современных жанров сегодня очень дороги. Стоят ли они запрашиваемых цен? Сделаю оценку реальной цены на примере произведений искусства. Сколько времени тратит гениальный или «гениальный» автор-модернист на создание своего шедевра? День? Неделю? Если да, то какую же художественную ценность несёт его произведение. И я бы предложил оценивать картину в прямой зависимости от пары:

  1. Количество вложенного труда Мастера. Или «мастера».
  2. Художественная ценность работы. Именно художественная, никакая другая.

Возьмём, например, знаменитый «Чёрный квадрат» моего земляка Казимира Малевича из Витебска. Какова художественная ценность «квадрата»? Можно ли повторить титанический малевичев труд начинающему автору? Сколько «квадратов» мог бы наваять сам Малевич за год? Ответы очевидны. Любой начинающий художник, не говоря уж о самом Казимире Севериновиче, нарисует (простите, напишет) за год десятки, если не сотни «квадратов», «кругов» и прочих «геометриев». При том, что оригинальность замысла Малевича бесспорна. Да, «Чёрным квадратом» навеваются размышления о вечности, бесконечности, бренности времени. Но какое отношение к искусству имеют оригинальность и «философскость» картин Малевича? Ну так давайте и назовём «квадрат» не произведением искусства, а работой в области философии. Или в области геометрии. Будет ли стоить «квадрат» как работа философии или геометрии выкладываемые за него миллионы долларов? Ответ тоже очевиден. Нет, не будет.

 

Картины К.Малевича из ведущих мировых музеев и галлерей

Теперь возьмём картину «Явление Христа народу» Александра Андреевича Иванова, которая писалась 20 лет, «Тайную вечерю» и «Джоконду» Леонардо да Винчи. Художественная ценность и количество вложенного в них труда колоссальны. Соответственно, колоссальной должна быть и их рыночная цена. Говорю «рыночная» и понимаю, что это слово не имеет отношение к шедеврам Мастеров. Их Работы бесценны.

А как многочисленные произведения в стилях импрессионизма, кубизма, сюрреализма? Стилях, ставших уже классикой современной живописи. И «более современные» произведения в направлениях постмодернизма? Сколько «единиц» художественной продукции можно «выдать на гора» за единицу времени, например за неделю? Раскрученный рекламой художник – уж наверное штук несколько за 5-10 дней. Не-е-ет, не стоят они миллионов долларов, которые платятся ошалелыми «знатоками».

Бриллианты и картины – лишь примеры для понимания логики раскручивания новых суперценностей. Возвращаемся к золотишку. Повторяю своё частное мнение на этот счёт. Из золота с большой вероятностью рынком раздувается пузырь-актив. Который отличается от обычных быстро лопающих пузырей тем же, чем отличаются алмазы-бриллианты-картины. Лопается пузырь-актив гораздо реже, чем традиционные пузыри на рынке. Возможно, раз в сотню лет. Иногда чаще. Лопается во время глобальных катаклизмов и войн. Помните, сколько буханок хлеба давали за золотой перстень с бриллиантами в 1919-м в СССР или в 1942 в Ленинграде? Или в концлагере Тростенец под Минском? Одну-несколько буханок. А, если повезло, на оставшиеся от продажи деньги можно было докупить немного масла. Или дообменять, если деньги в принципе не использовались.

Кстати, за последние 40 лет цена золота выросла более, чем в 50 раз. А до того, с 1933 года также почти за 40 лет его цена на удивление не менялась. Но ведь с 1933 по 1971 год были Великая Депрессия, самая разрушительная война, послевоенная разруха, восстановление и последующий быстрый рост мирового хозяйства. При том, что за те же 40 последних лет потребительские цены в ведущих мировых экономиках выросли «всего» в 5-10 раз. Например, в США – в 5,5 раза.

Методическое отступление. Новую суперценность в мировом масштабе можно раздуть из любого более-менее серьёзного актива. Важно, чтобы сам актив удовлетворял трём требованиям:

  1. Чтобы его количество в мире было ограниченным и трудно поддавалось увеличению.
  2. Чтобы у актива была некая эстетская сторона (не путать с эстетической), которую можно легко раскрутить в СМИ.
  3. Чтобы имелась возможность взвинчивания и поддержания высокой цены актива.

Бриллианты, картины и золото удовлетворяют всем перечисленным требованиям. Бриллианты:

  1. Бриллиантов и сырья для их изготовления (алмазов) в мире не очень много. Добыча – процесс трудоёмкий, требующий больших капитальных вложений.
  2. Эстетская составляющая на лицо.
  3. В мире существует всего несколько организаций, выдающих отчеты по бриллиантам. Это Геммологический институт Америки (GIA), Американская геммологическая лаборатория (AGL), Европейская геммологическая лаборатория (EGL) и Бельгийский высший алмазный совет (AWDC). Объёмы добычи и продаж алмазов-бриллиантов контролирует De Beers – мировой монополист, международная корпорация, занимающаяся добычей, обработкой и продажей природных и искусственных алмазов.

По картинам и золоту, друзья, ответ аналогичен, оставлю для самостоятельного домашнего анализа. Скажу только, что количество золота, добытого за всю историю человечества составляет 140.000 тонн. Разведанных запасов – ещё на 100.000 тонн. Если из добытого человечеством золота изготовить куб, то его сторона будет составлять всего 19 метров. А стоить этот куб в сегодняшних ценах будет менее 9 триллионов долларов. Гораздо меньше, чем текущий госдолг США. То есть, золото может подниматься в цене и дальше.

Твёрдый осадок. Повторяю своё мнение и даю прогноз. В мире на рынках ведётся серьёзная подготовка ещё одного гиперактива. Золота. Происходит не просто увеличение его цены на 10-50%, а кратное подорожание. Многократное. Значит в недалёком будущем мы увидим не только 2000 долларов за унцию, но 3000, 5000, 7000 и более. И тот, кто случайно или неслучайно сегодня является собственником некоторого количества жёлтого металла, станет солидным состоятельным человеком. Как владельцы картин, которые не подозревали 50-100 лет назад, какими дорогими станут их настенные предметы живописи. Картин, за которые 50-100 лет назад давали приличные, но не ахти какие деньги. Картин, которые сегодня сделали своих владельцев миллионерами. Если сами владельцы не продали их по дешёвке пронырливым перекупщикам.

Адрес персонального блога: www.adam.by

Об авторе. Адам Палюхович - известный белорусский бизнесмен. Окончил Факультет Прикладной Математики Белорусского Государственного Университета, специальность – математик. Во времена СССР работал программистом и руководителем программистского коллектива в опытно-внедренческих институтах Минска. С 1988 по настоящее время – в частном бизнесе. В 1989 года вчетвером с приятелями создали многоотраслевую диверсифицированную фирму «Дайнова», которая ведёт свой бизнес и сегодня. Сейчас определяю свою специализацию как управление производственно-торговыми коллективами.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя shvak

 Так многое. Возьмем к примеру кино. Сколько труда вложено знаменитой актрисой сыгравшей главную героиню? 100 съемочных дней, например. За это ей миллион доллоров. По 10000 доллоров в день. Актеру не так широко известному - 100 доллоров в день, например. А сил в этот день он вложил столько же (если не больше), чем знаменитая актриса. Эстетическая ценность одинакова - они оба делают одно кино. разница только знаменит или нет. смешно.

Аватар пользователя mike

 Не будьте наивным, shvak. Цена определяется спросом. Что на звёзд, что на золото. Золото -- оно ого-го! Его в Земле мало, его добыть надо. А людишек -- мошкары Боговой -- на Земле хоть отбавляй. Плодятся и плодятся, как тараканы. Звёзд тоже мало -- талант нужен, деньги на раскрутку и т.п. Став звездой, чел уже не соглашается задёшево работать. А продюсеру-то что? Главное -- прибыль! Но получить хорошую прибыль намного вероятнее, если нанять звезду, -- плебс  охотнее глаза пузырит.

Аватар пользователя ап

shvak, mike, давайте все мы не будем наивными. То, что знаменитая актриса за 10000 д. выполняет ту же работу с тем же качеством, что и начинающая или провинциальная и неизвестная, говорит и о качестве труда самих актрис, и об уровне художественной ценности создаваемого произведения (см. п.2. критерия оценки). Понятно, можно раскрутить любую дешёвку в кино, живописи, музыке. Что называется попсой. К бизнесу это имеет отношение, к искусству - никакого. В бизнесе цена действительно определяется только спросом. В искусстве - нет.

Иначе по тому, как "Джоконда" оценивается у дикарей племени Умбу-Юмбу, решали бы, что Да Винчи зря переводит холст и краску.

Аватар пользователя mental

Сегодня искусство - такой же бизнес, как и всё остальное, увы...

Аватар пользователя ап

Во все времена было искусство и бизнес (торговый, производственный,…). В какие-то искусство было на первом плане, в иные практически всё становилось предметом бизнеса. Думается, нужно ПРОСТО делать своё дело. Именно ДЕЛАТЬ. И всё станет на свои места.

Ну-у-у, меня, кажется, заносит в сторону от обсуждаемой темы нового гиперактива.

Аватар пользователя Alandr

Не совсем понял смысл этой статьи. Чем обеспокоен автор? Тем, что какие-то вещи, по его мнению, продаются гораздо дороже их себестоимости? Ну так а вас это как касается?

Я еще могу понять обеспокоенность ростом цен на золото. Все-таки, золото - это не только украшения, но и материал в некоторых технологических процессах. И если оно дорожает, то могут подорожать и некоторые нужные вещи. Но вот от того, что картина какого-нибудь сюрреалиста стоит $10K, или $100K, или $1M - лично мне ни жарко, ни холодно. Если есть люди, которые готовы выкладывать такие суммы за раскрашенный кусок холста, это их личное дело. Вкладываться в картины не умнее и не глупее, чем вкладываться в акции Apple или Exxon - и на том, и на другом, можно как неплохо заработать, так и неслабо потерять. И каждый сам для себя решает, играть ли ему в эти игры.

Аватар пользователя ап

alandr, уважаемый, а с чего Вы решили, что люди пишут посты или письма друг другу по причине беспокойства? Или тревоги? Ведь не обязательно возмущаться, тревожиться, чтобы иметь что сказать.

Имею что сказать, ткскзть. Статья – прогноз, информация для тех, кто размышляет о возможных вложениях, покупателей активов и просто любопытствующих. И Вы правы, пусть каждый сам для себя решает, играть ли ему в эти игры. К слову, для понимания гляньте комментарии к статье на авторском блоге: http://adam.by/?p=4176

Аватар пользователя Alandr

Имею что сказать, ткскзть.

Да не вопрос, никто ж не против . Собственно, я только пытался отметить, что, в отличие от золота (которое многие, в т.ч. и я, рассматривают в качестве предмета инвестиций), ситуация на "художественном" рынке интересует подавляющее большинство людей, читающих ваши тексты, примерно так же, как, скажем, ситуация на рынке хозтоваров в Гондурасе, т.е. никак.

Аватар пользователя ап

Согласен, рынок хозтоваров нас не сильно интересует. Поэтому, как в том анекдоте, не будем чесать Гондурас.
В нашем случае рынок картин, рынок бриллиантов взяты как предметы исследования не сами по себе, а потому, что они подобны рынку золота. Вместо рассмотрения предметов искусства, особенно «современного» искусства, можно было взять алмазы, бриллианты и провести аналогичный экспресс- или серьёзный анализ. О чем и пишется в посте: «По картинам и золоту, друзья, ответ аналогичен, оставлю для самостоятельного домашнего анализа».
Есть одни закономерности и для рынка бриллиантов, и для рынка картин, и, предполагаю, для рынка золота. Глобальные игроки преследуют свои цели на мировых рынках. И в этом смысле настоящий пост – логичное продолжение предыдущего поста «Как создаются новые рынки. Заставим купить и всё тут» (http://adam.by/?p=4053).
 

Аватар пользователя leo3

ПОЗАБАВИЛ ТО КАК!!! Ай класс:) ИНТЕРЕСНО! Ловил кайф, когда читал:) Вообще - номер интересный! Статья, конечно, бредовая:) Особенно рассуждения бизнесмена об искусстве:) ухахатывался... Ну он высказал свое мнение, основанное на его логике - это уважаемо само по себе...авторский взгляд, так сказать, но очень авыразительно и выпукло - образчик бизнесменского мышления:)))) Обязательно вставлю куда-нить или в книгу или в лекцию:) Вспомнилась комедия "Не может быть":) Помните там брат картины продавал - "Березовая роща" - тут кубов десять дров будет:), а это - натюрморт - продукты питания, а сами знаете по чекм сейчас продкты питания:))))

Страницы