Алексей Курец. История одного стартапера

Сегодня очень многие молодые (и не очень) дарования в сфере ИТ мечтают создать свой стартап. Но пылкая инициатива может быстро угаснуть, если окажется, что вам совершенно непонятно, с чего начать работу, с кем её обсуждать, и от кого скрывать свои успехи. Чтобы немного облегчить задачу тем, кто ещё только у истоков собственного дела, стартапер с опытом Алексей Курец решил рассказать об истории своего успеха.

Справка "КВ"

Алексей Курец, учредитель и директор ООО "ТурбоХэдс", окончил БГУ по специальности "Прикладная математика и информатика". Трижды становился победителем республиканских олимпиад по программированию. Кроме этого, первым в Беларуси стал сертифицированным компанией Zend PHP-специалистом (Zend Certified Engineer). Алексей имеет более 8 лет опыта профессиональной интернет-разработки, в течение которых были запущены такие проекты как Obana.By, Yees.By, Udivi.By, Assistent.By. В 2009 году Obana.By стал самым популярным интернет-аукционом Беларуси. Assistent.By, онлайн-бухгалтерия для предпринимателей, стал победителем Седьмого Минского СтартапУикенда, ключевого мероприятия по вопросам инвестиций в инновационные проекты, а в конце 2011 года получил инвестиции от российской фирмы "1С".

- Алексей, расскажите о Вашем первом проекте, с чего всё началось.

- Началось всё с 2009 года, когда я создал скандинавский аукцион Obana.By (подробнее о скандинавских аукционах здесь).

Много идей витает в голове, но есть такие, о которых сразу понимаешь: это нужно реализовать. Такое решение может придти в течение одного дня. Именно так было с аукционами. Я сделал их под впечатлением от российского проекта. Увидел и сразу сказал: "Это же просто супер!"

 

Много идей витает в голове, но есть такие, о которых сразу понимаешь: это нужно реализовать.

Это был достаточно успешный проект, мы стали первыми в Беларуси. Аукцион был интересен пользователям. Его "живость" во многом объяснялась тем, что он работал по гостевому соединению самого популярного интернет-провайдера Беларуси. Obana.By приносил неплохую прибыль, которая, тем не менее, постепенно уменьшалась. Причина этого явления была в том, что многим постоянным участникам игра надоела, а новых желающих рискнуть не появлялось. Кроме того, постоянные пользователи стали объединяться в команды и обманывать нас. В итоге, в 2010-м году мне пришлось продать этот проект.

- В чём, как Вы считаете, была допущена ошибка при организации работы Obana.by?

- Наверное, мы были слишком лояльны к пользователям, предоставляли сразу несколько инструментов для общения между собой. Безусловно, это хорошо сказалось на популярности проекта, было создано своеобразное "комьюнити", но это же и создало все условия, чтобы договариваться о мошенничестве. Позже мы были вынуждены закрыть все возможности общения друг с другом.

Около трёх последних месяцев нашего управления проектом мы работали, по сути, "в ноль". Мы решили расстаться с проектом, передав его новому владельцу, который попытался дать "скандинаву" повторный толчок. Но, похоже, не многое получилось и у него. Сейчас у проекта уже третий владелец.

- Почему тогда ваш конкурент Goodwin.by до сих пор держится на плаву, ведь этот скандинавский аукцион стартовал практически одновременно с вашим?

- Я не верю, что сейчас можно держаться на плаву скандинавским аукционам. У таких проектов в Беларуси нет шансов на большой успех. Когда мы только запустили Obana.By, уже тогда нужно было прилагать много усилий, чтобы держаться, а при сегодняшних обстоятельствах я вообще не представляю, как это возможно.

- Чем Вы стали заниматься после того, как продали свой "первый блин"?

- В конце 2010 года я собрал новую команду, и мы начали работать над двумя направлениями одновременно: онлайн-бухгалтерия Assistent.By и магазин бытовой техники Yees.By. От последнего мы впоследствии отказались. Прототип Assistent.By был готов уже в середине 2011 года. В тот же период мы начали работать над созданием магазина подарочных сертификатов Udivi.By.

Этот проект изначально отличался тем, что начал приносить прибыль без особых затрат на него. Единственное, во что мы сейчас стали вкладываться, это реклама. Поэтому сегодня мы, конечно, в небольшом "минусе".

Наш проект отличается от других белорусских аналогов тем, что пользователи покупают сертификаты по их реальным ценам. То есть, мы не делаем наценок, а вместо этого берём с каждой покупки комиссию, которую выплачивает поставщик услуги. Комиссии не очень большие, поэтому сейчас некоторые другие сервисы подарочных сертификатов более прибыльны.

Ещё одно отличие нашего магазина от других заключается в том, что в Беларуси большая часть подобных проектов продаёт ощущения. То есть, просто поход, к примеру, в SPA-салон, на маникюр и т. д. Покупая сертификат, человек не знает, куда он пойдёт, может быть это будет несолидное место, например, расположенное на окраине города.

У нас же всё прозрачно - от цены до самого места.

Мы не ставим цель в ближайшее время заработать на этом проекте, он рассчитан не на один день.

- Онлайн-бухгалтерия - это тоже что-то, не имеющее аналогов в нашей стране? Насколько успешен этот проект?

- Проект Assistent.By решает актуальную проблему - ведение бухгалтерии индивидуальных предпринимателей. Становясь предпринимателем, а не создавая полноценную фирму, человек, конечно, хочет сэкономить: на налогах, на бухгалтерии. Вместе с этим, порой бухгалтерия предпринимателя не легче бухгалтерии небольшой фирмы. Наш сервис приходит на помощь: он поможет автоматически сформировать всю необходимую отчётность, вести учёт, даст ответ на любой возникший по ходу деятельности вопрос.

Онлайн-сервисы - это достаточно новый способ построения приложений. Такой подход имеет преимущества перед "коробочными" решениями: не требуется установка, не нужно следить за обновлениями, доступность из любого места, любого компьютера, устройства и операционной системы.

Сейчас проект находится в бесплатном режиме использования, мы доводим его до "коммерческого" вида: наполняем справочник, записываем видео-инструкции и т.д. Полноценный старт намечен на 1 февраля, однако уже сейчас у нас есть свои клиенты.

В нашей команде есть профессиональные консультанты, за плечами которых большой опыт профильной работы, поэтому клиенты могут быть уверены, что получат абсолютно профессиональную помощь.

Идеология нашей системы в том, чтобы клиент-предприниматель чётко знал, грубо говоря, что от него требует государство. Мы стремимся к тому, чтобы клиенту вообще не пришлось производить расчёты самому, чтобы всё за него делала система. Ещё не всё реализовано, но мы стараемся сделать так, чтобы человек, обращаясь к сервису, уже не искал никаких других источников информации.

Наш проект довольно успешно участвовал в нескольких стартап-мероприятиях. Так, на седьмом минском "СтартапУикенде" Assistent.by стал одним из победителей. В это же время мы начали поиски надежного партнера для дальнейшего развития. Были переговоры с представителями разных компаний, в итоге проект "Ассистент" заинтересовал компанию "1С".

Основную нашу аудиторию мы видим так:

  1. Опытные предприниматели, которые хотят экономить на бухгалтере.
  2. Начинающие предприниматели, которые вообще не понимают в бухгалтерии.
  3. Бухгалтеры, которые занимаются ведением сразу нескольких проектов.

- Как пришла идея создания такого проекта?

- Когда я работал над Obana.By, я был индивидуальным предпринимателем. У меня возникало много вопросов по ведению бухгалтерии. Были ситуации, когда я привозил в налоговую инспекцию декларацию, и оказывалось, что именно в этот день поменялась форма подачи декларации, а я об этом не знал. Оставалось несколько часов до окончания рабочего дня, и за это время мне нужно было найти всё это в интернете, позвонить бухгалтеру и узнать новый порядок заполнения.

Идея такого сервиса вынашивалась в наших головах почти год. Потом мы искали партнёра, который мог бы нам помочь. Вскоре мы нашли бизнес-ангелов, которые согласились профинансировать первый этап работы над продуктом. Своими силами я бы проект не потянул, инвесторы дали мне очень серьёзный стартовый толчок, они помогли не только финансово, но и юридически. В то же время, ивесторы абсолютно не мешали нам работать.

Идея такого сервиса вынашивалась в наших головах почти год. Потом мы искали партнёра, который мог бы нам помочь.

Если прийти к профессиональному инвестору просто с хорошей идеей, скорее всего, ничего не получится. На первом этапе человеку нужно искать полезные связи и финансирование среди своих друзей, родственников, даже родителей. Не стоит идти сразу в солидную компанию, которая на профессиональном уровне занимается инвестициями. А если уж идти, то с рабочим прототипом проекта, который нужно сделать своими силами.

- Какие были трудности при создании и реализации проектов?

- Как я уже говорил, когда занимался аукционами, были трудности с бухгалтерией, волокита с бумагами. Возникали и юридические конфликты. Так, до сих пор длится суд с контент-провайдером, посредством которого мы принимали ставки через отправку SMS-сообщений. "Задним" числом с нас была списана серьезная сумма, когда было обнаружено, что часть отправленных SMS-сообщений оказалась неоплаченной.

Также стоит отметить, что когда проект становится очень популярным, его обязательно пытаются взломать, или просто совершить DDoS-атаку, которая приводит к неработоспособности сервиса. Это связано с очень быстрым ростом аудитории. Эти явления не обошли стороной и наш проект.

- Какие у Вас планы на будущее?

- Obana.by был развлекательным проектом, на котором люди искали халяву. И название у него соответствующее. Udivi.By и Assistant.By - это проекты более серьёзные. Для меня - это следующий этап развития. Они более долгосрочные, с очевидной перспективой.

Основной наш продукт - это бухгалтерия и наши планы связаны с ним. Но раскрывать их мы пока что не будем.

Беседовала Инна РЫКУНИНА

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!