Apple представила iAd

"Не съем, так понадкусываю"

(с) Стив Джобс

8 апреля компания Apple представила публике свою мобильную рекламную систему iAd. Ее отличие от систем конкурентов (например, AdMob от Google) состоит в том, что iAd встраивается непосредственно в операционную систему iPhone OS. При этом сами объявления будут находиться на серверах Apple. Рекламные объявления будут интерактивными и по своей структуре будут напоминать небольшие "приложения в приложении". Уже известно, что некоторые из них будут создаваться с использованием технологии HTML5. В рамках предложенной Apple бизнес-модели разработчики таких приложений будут получать только 60% выручки от рекламы на iAd. Платформа дебютирует летом этого года.

Систему iAd, замечу, анонсировал лично глава корпорации Стив Джобс. По его словам, средний пользователь устройства на iPhone OS работает с приложениями около получаса в день. Соответственно, при демонстрации рекламного объявления раз в три минуты речь идет о миллиарде показов в день.

Джобс в своем выступлении привел такие цифры: на сегодняшний день выпущено 50,7 тыс. игровых и прочих развлекательных приложений для iPhone, iPod touch и iPad, около 4,3 тыс. игровых приложений для портативных консолей семейства Nintendo DS и 2,5 тыс. - для Sony PlayStation Portable. Если все они будут интегрированы с iAd, рекламная система автоматически станет новым крупным источником дохода как для самой "яблочной компании", так и разработчиков приложений.

На презентации iAd Джобс также заявил: "На персональных компьютерах лучшим местом размещения рекламы являются результаты поиска. Однако владельцы мобильных устройств пользуются поиском меньше, чем приложениями. Поэтому здесь лучшим местом размещения рекламы являются приложения. [...] По нашей оценке, в среднем пользователь тратит по 30 минут ежедневно на работу с приложениями на своем телефоне. Если в них поместить рекламу и менять ее каждые три минуты, вы получите 10 показов за день, а на 100 млн устройств - 1 миллиард показов. Это огромный рынок с невероятными возможностями для роста".

Попутно Стив Джобс поспешил заверить публику в том, что Apple не собирается делать акцент на количество рекламы, а вместо этого намерена повысить качество, превратив рекламу, по выражению Джобса, "в источник положительных эмоций".

Сейчас стандартная модель действия интернет-рекламы такова: нажатие на баннер закрывает приложение и запускает браузер. Но это неудобно, и потому многие пользователи избегают просмотра рекламных ссылок. Однако платформа iAd будет интегрирована непосредственно в операционную систему, а значит позволит запускать рекламу прямо внутри приложений. Попутно разработчики Apple хотят изменить подход к внешнему виду самой рекламы: предлагается использовать не просто текстовые и графические ссылки, а целые приложения. Фактически рекламные приложения будут встроены в другие приложения - такие, как игры, читалки, RSS-клиенты и тому подобное. Джобс говорит о таком подходе как о новом виде рекламы, которая, наконец, не должна отталкивать пользователя, а значит, еще и дорого обходиться рекламодателям.

Стоп! Вот тут собака и зарыта! Apple изначально позиционирует себя как продавца дорогих рекламных услуг, ориентированных на аудиторию состоятельных интернет-пользователей. Действительно, когда в США вышел первый iPhone, статистика показала, что доход семей большинства его владельцев составлял не менее $100.000 в год. Конечно, с тех пор телефон стал намного доступнее, но и сегодня iPhone покупают люди с доходами выше среднего, готовые регулярно платить за новые приложения и аксессуары. То есть аудитория рекламных услуг Apple более чем платежеспособна.

Пока бизнес-модель iAd полностью не расписана. В частности, не совсем понятно, по какому принципу будут продаваться объявления - будет ли это оплата за число показов, за клики или действия пользователей. Зато очевидно, что Apple действует полностью в своих традициях работы с контентом: вся рекламная система максимально централизована. Весь рекламный контент будет храниться на серверах корпорации; продажей рекламы также будут заниматься менеджеры Apple - то есть компания старается максимально контролировать весь процесс. Правда, создавать рекламу для системы iAd, как и приложения, будут сторонние разработчики и рекламные агентства. Уже объявлено, что разработчики смогут интегрировать рекламную систему в свое приложение буквально за пару часов.

Надо сказать, что сообщение о создании корпорацией Apple собственной системы мобильной рекламы iAd весьма впечатлило рыночных аналитиков. Понятно, что Apple всегда не нравилось, что большие рекламные доходы от мобильной рекламы проходят мимо нее. Понятно, что благодаря Apple в этом бизнесе достаточно быстро появятся крупные рекламодатели. Понятно, что Apple реализовала гениальную схему, когда пользователи iAd не будут выходить из приложения при клике на рекламное объявление. Но главное не это.

Главное - то, что Apple фактически объявила войну Google. Конечно, на первый взгляд рекламные системы Apple и Google - принципиально разные. Действительно, Apple пока не занимается рекламой на web-страницах, а для Google это основной источник дохода. Но кто сказал, что система iAd не будет в дальнейшем развернута сначала в web-приложениях, а затем и на обычных сайтах? Все-таки браузер Safari имеет не такую уж и маленькую долю рынка.

Ну а Google на протяжении последней пары лет все более явно делает ставку на мобильные устройства. И вскоре наверняка займется активным распространением рекламы в мобильных приложениях для смартфонов, работающих под управлением ОС Android. Вполне вероятно, что именно по этой причине Google согласился заплатить $750 млн за компанию AdMob, специализирующуюся на мобильной рекламе. Все-таки это не слишком типично - платить за такую компанию в несколько раз больше ее годового оборота. Судя по всему, для Google было принципиально важно "увести" AdMob из-под носа Apple - напомню, что в апреле в этом неохотно, но все же признался Стив Джобс.

Итак, начинается большое противоборство: Android против iPhone OS, AdMob против iAd, Nexus One против iPhone. У Google свои серьезные амбиции на рынке мобильной рекламы, состояние которого сейчас многие эксперты сравнивают с "рассветом Интернета". Выручка Google по итогам 2009 года составила $23,7 млрд - и из них 97% принесла именно интернет-реклама. Теперь интернет-гигант явно хочет начать отображать рекламу в результатах интернет-поиска на мобильниках, попутно превратив AdMob в новый мощный источник прибыли. Ведь, по прогнозам Gartner, в 2010 году объем рынка мобильной рекламы в денежном выражении составит $1,6 млрд. Вот за эти деньги и намерены подраться Google и Apple.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2010 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Вячеслав
очередной iбред