Москва: тотальное наступление triple play

Еще недавно казалось, что Москва достигла насыщения телекоммуникациями. Сотовых телефонов там (в пересчете на сим-карты) - в полтора раза больше, чем горожан; почти каждый московский дом подключен к трем-четырем интернет-провайдерам и двум-трем операторам кабельного ТВ. Ну а цены на интернет-трафик и анлим-доступ - самые низкие не только в России, но и во всем СНГ. Однако теперь Москва находится на пороге новой революции в области связи. Большой телекоммуникационный бизнес готовится к массовому внедрению в российской столице доступа по технологии triple play (широкополосный Интернет, TV-сигнал и телефонная связь в одном кабеле).

Справка "КВ": "Тriple play" - понятие достаточно размытое, это в большей степени маркетинговый термин. Различные телекоммуникационные компании создают собственные стандарты triple play. В любом случае, в подобном пакете обязательно присутствует широкополосное интернет-соединение. А вот телефонная связь может быть представлена как обычной (коммутируемой), так и IP-телефонией. Также и телевизионный сигнал может быть как обычным, так и IPTV. Некоторые стандарты triple play включают в пакет дополнительные сервисы: радио, оповещение о чрезвычайных ситуациях, подключение охранной сигнализации и т.д.

Российская газета "Коммерсант" недавно сообщила, что телекоммуникационный холдинг "Ренова-Медиа", подконтрольный бизнесмену Виктору Вексельбергу, планирует построить в Москве крупнейшую мультисервисную (triple play) сеть для оказания услуг телефонной связи, телевещания и скоростного доступа в Интернет. Масштабы впечатляют: проект предусматривает охват трех миллионов московских квартир. Для сравнения, МГТС сейчас обслуживает 3,2 млн. столичных квартир.

В 2008 году "Ренова-Медиа" готова вложить в этот амбициозный проект четыре миллиарда рублей. Столь масштабные инвестиции помогут компании "Акадо" - дочерней структуре холдинга - увеличить число ее московских пользователей широкополосного доступа в Интернет вдвое: до 750 тысяч, а подписчиков на платное ТВ - с 200 до 475 тысяч. Но, судя по всему, "Ренова-Медиа" не сумеет обойтись собственными активами и воспользуется заемными средствами. Сбербанк России уже сообщил, что готов предоставить компании кредит на шесть миллиардов рублей. Срок предоставления кредита может быть продлен до семи лет.

Для справки: холдинг "Ренова-Медиа" владеет 100% акций Moscow Cablecom, которой, в свою очередь, принадлежит "Комкор-ТВ", три четверти оператора оптоволоконной сети "Комкор", половина белорусского оператора "Космос-ТВ", а также екатеринбургская компания "Ортикор" и петербургская "Нева". Контрольный пакет "Ренова-Медиа" принадлежит холдингу "Ренова".

Однако с "Ренова-Медиа" на рынке услуг triple play совершенно на равных собирается потягаться одно из старейших телекоммуникационных предприятий столицы - "Московская городская радиотрансляционная сеть" (МГРС). МГРС уже без малого век доставляет москвичам сигнал трехпрограммного проводного радио, а теперь при поддержке МЧС, Россвязи и городских властей планирует установить в каждой московской квартире так называемую "социальную розетку". По замыслу МГРС, это будет единая точка доступа к услугам доступа в Интернет, радио, телевидения и оповещения в экстренных ситуациях.

В рамках проекта "социальной розетки" МГРС хочет модернизировать сети передачи данных, попутно организовав новую систему тотального оповещения населения российской столицы о чрезвычайных ситуациях и террористических угрозах. ФГУП намерено установить такую розетку с интерфейсами для доступа к услугам Интернета, телефонии, радио и телевидения ни много ни мало - в каждой московской квартире и в каждом офисе. И это в городе с более чем десятимиллионным населением! Сказать, что задумка грандиозная, - значит, ничего не сказать.

Хочу заметить, что "Московская городская радиотрансляционная сеть" - достаточно необычное государственное предприятие. В начале 2007 года там начались серьезные реформы. В феврале по приказу Федерального агентства связи (Россвязь) компанию возглавил Вячеслав Иванюк, ранее работавший в "Комстаре", на Центральном телеграфе и в Cable&Wireless. К апрелю он собрал новую команду менеджеров. Новому руководству досталось финансово здоровое предприятие. На протяжении последних трех лет доходы предприятия стабильно превышают расходы. В числе основных источников доходов - услуги проводного радиовещания: МГРС обслуживает в Москве 2,9 млн. радиоточек с абонентской платой 22,42 руб. в месяц. Кроме того, с бизнесом ФГУП знакомы все столичные провайдеры. МГРС владеет стойками на крышах практически всех зданий в Москве, и многие телекоммуникационные компании арендуют эту инфраструктуру; часто к помощи МГРС провайдеры прибегают также для решения вопросов по подключению дома. Но при этом коммерческие провайдеры уверены: для предоставления телекоммуникационных услуг существующая сегодня сеть МГРС не годится.

Однако менеджеры МГРС заявляют, что их компания намерена обеспечить всех жителей российской столицы "полным пакетом телекоммуникационных услуг по доступным ценам", действуя отнюдь не в одиночку. В МГРС уточняют, что не планируют конкурировать с существующими провайдерами и операторами. В пресс-релизе говорится: "МГРС будет обеспечивать подачу сигналов трех программ радио и оповещения населения, а услуги Интернета и телевидения на конкурсной основе будут предоставлять операторы связи, имеющие соответствующие лицензии. ФГУП может выступать единым контактным центром для абонентов".

Вот что на данный момент совершенно не известно, так это предполагаемый объем инвестиций в проект "социальной розетки". Представители МГРС говорят, что порядок цифр станет понятен после завершения пилотного эксперимента на Рублевском шоссе. Глава дирекции развития бизнеса МГРС по этому поводу пояснил журналистам: "Проект будет иметь социально-коммерческую направленность, отсюда и источники финансирования - как бюджетные, так и коммерческие. Заказчиков может быть несколько, в том числе Россвязь, МЧС России, городские власти, операторы связи и другие организации. Период окупаемости проекта - пять-семь лет, что соответствует среднерыночным показателям".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
МГРадиоСвязь 3х програмка и интернет? Звучит также противоречиво как завод Сантехкомплект и запуск Шатла.