Об информатизации современного образования

27 сентября состоялась пресс-конференция заместителя министра образования Республики Беларусь Казимира Степановича Фарино. В центре внимания был вопрос развития школы 21 века. В Беларуси намечен переход ко всеобщему среднему образованию. Принципиальной линией государства остается доступность образования. Что досталось системе образования нынешнего компьютерного века от традиций ушедшей эпохи, так это массовый выезд учащихся на картошку. Никакие разработки современной электронной агротехники, видимо, никогда не заменят ручного труда студентов, отрываемых от учебного процесса.

Достаточно много Казимир Степанович рассказал и об информатизации современного образования. Компьютеризация образовательной сферы не снижает своей динамики. Внедряется уникальное программное обеспечение, разработанное в рамках программы "Информатизация системы образования" как в учебный процесс, так и в систему управления. Например, практически все готово для внедрения дистанционной системы среднего образования в Минске. Данный проект относится к разряду эксклюзивных. Эксплуатируются автоматизированные системы управления образованием по всей Республике. Каждая область имеет свою систему для оперативного анализа учебно-методической обстановки в районах на базе ведомственной вычислительной сети. Но наиболее инновационной и функциональной признана ведомственная система обмена данными управления образованием Гомельской области. В основе такого лидерства лежит использование особого оригинально разработанного прикладного софта. Собственное программное обеспечение в системе образования разрабатывается для внедрения на всех уровнях и по всем направлениям деятельности. В этом году внедряются автоматизированные системы мониторинга обеспеченности учебными изданиями и формирования сводного заказа на учебную литературу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Силами белорусских специалистов разрабатываются и электронные учебные средства для системы общего среднего образования. Принят проект концепции информатизации образования Республики Беларусь на 2007-2009 гг. и на перспективу до 2015 г.

Автоматизация управленческой деятельности в учреждениях общего среднего образования осуществляется на базе таких электронных систем, как "Параграф", "Школьная администрация", АСУ "Школа", пакет "Администратор". Высшие учебные заведения, как правило, разрабатывают свои системы автоматизации в зависимости от специфики вуза типа "Абитуриент", "Деканат", "Кадры".

Особого внимания заслуживает опыт Комитета по образованию Мингорисполкома, который разработал и внедрил совместно с Белорусским государственным университетом систему образовательных сайтов и систему получения оперативной отчетности подведомственных учреждений образования на основе электронных паспортов. На республиканском уровне проводится работа по созданию банков данных по различным аспектам функционирования системы образования. Однако эти банки данных пока между собой не до конца интегрированы в единую систему, а технологии, используемые для сбора, хранения и обработки информации, не позволяют превратить их в полнофункциональные информационные системы, доступные в том числе через интернет. Сейчас ГИАЦ Минобразования совместно с БГУ, БГУИР, БГЭУ разрабатывает "Требования по созданию и внедрению автоматизированных систем управления образованием" с целью интеграции существующих и вновь разрабатываемых отраслевых автоматизированных систем в единую информационную образовательную среду Республики Беларусь.

К концу 2006 года практически все учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования, будут оснащены одним компьютерным классом. Это позволит на современном уровне осуществлять изучение предмета "Информатика". Каждое учреждение образования должно быть оснащено компьютерной техникой из расчета не более 20-25 учащихся 5-11 классов на один современный компьютер. В то же время, решение более сложных задач по применению информационных технологий в обучении другим школьным предметам, автоматизации управления образованием, информатизации работы школьных библиотек и психологической службы требуют не только продолжения оснащения учреждений образования компьютерной техникой, но и динамичного создания новых национальных информационных ресурсов, интеграции имеющихся ресурсов в единую информационную среду.

Основная цель государственной программы "Комплексной информатизации системы образования на 2007-2011 годы" - повышение качества образования на основе широкого использования самых современных информационно-коммуникационных технологий.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2006 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя andr61
Уж очень все радужно... Что-то у нас, конечно, делается, но и реальных проблем в сфере информатизации образования очень много... Жаль про них ничего не сказано.
Аватар пользователя Инкогнито
Понаставить компьютерных классов и подключиться к инету - еще не значит "информатизировать современное образование". Вон целые полки секретуток на современнейших ПК пасьянсы раскладывают и по аське днями болтают.А некоторые начальники вообще компьютера боятся..
Аватар пользователя Эдуард
Конечно, но это одно из НЕОБХОДИМЫХ условий.
Аватар пользователя andr61
Проблема состоит в том, что образование на западе проходит очередной этап коренной технической модернизации. Мы пытаемся заимствовать их опыт и технологии, но пока не очень успешно. Это происходит из-за ряда цивилизационных различий. Вопрос состоит в том, каким путем следовать нам.
Аватар пользователя Инкогнито
Помнится, когда я учился в БГУ (начало 90-х), то в очередь выстраивались, чтобы поработать на ЕС 1840. Кто хочет, кому интересно - научится в любых условиях. А насильно тащить в компьютерный класс - какой смысл?
Аватар пользователя andr61
Речь идет не столько про обучение работать на компьютере. Речь идет про использование очевидно очень широких возможностей компьютерной техники в сфере образования, которые используются пока крайне мало. Это широкое внедрение компьютерного контроля знаний, электронного представления учебной информации и т. д.