Птица счастья завтрашнего дня

В начале декабря (7.12) уже прошлого 2004 года произошло событие, которое должны были отметить как красный день календаря не только почитатели свободно-распространяемых программ, в частности, производства Mozilla.org, но и все борцы с засильем Microsoft - вышел почтовик Mozilla Thunderbird 1.0.

В пылу отвоевывания процентов интернет-аудитории Огненной Лисой (Mozilla Firefox) у архаичного Internet Explorer как-то незамеченными прошли сообщения о появлении Громовой синей Птицы. Восполнить этот пробел я и попытаюсь, воздав по заслугам.

В конце 90-х многие из нас стали свидетелями развернувшейся на просторах Сети "войны браузеров". Реализовывая девиз "На войне как на войне" и используя все возможные пути к победе, детище редмондского гиганта захватило рынок, установив монополию. Поспорить с бесплатным, в меру легким, шустрым, а главное - встроенным в установочный пакет Windows Internet Explorer'ом не мог никто. Звезда Netscape закатилась, Opera оказалась платной и со своими тараканами в голове.

На рынке почтовых клиентов дела обстояли примерно так же. Главным образом, из-за юзерской лени, когда проще довольствоваться встроенной в Windows программой, Outlook 200х и Outlook Express стали стандартом де-факто, а такие "народные любимцы", как The Bat!, получили широкое распространение лишь на ограниченных территориях (в частности, на пост-советском пространстве).

К середине 2004 года сложилась любопытная и крайне удачная ситуация для появления новинок как в лагере браузеров, так и почтовиков. С одной стороны, отсутствие в течение нескольких лет существенных изменений в продуктах Microsoft, с другой - умножение проблем и неровное развитие таких проектов, как The Bat!, обострили и без того сложную ситуацию. Немалую лепту в изменение мнения рядовых пользователей внесло медленное, но уверенное шествие "свободно распространяемых программ" с их тестированием всем миром, почти мгновенным устранением багов и выявленных уязвимостей.

И грянул гром... И в сверкании молний появился Он - Thunderbird. И скачали его за десять дней после финального релиза более 1 млн. человек и поняли: счастье есть. А еще через 23 дня это осознали уже 2 млн.

Хотя наличие грома и молний в Северном полушарии в декабре месяце - вещь довольно-таки необычная, однако, посмотрев за окно на январский "+", понимаешь, что сегодня возможно все.

Mozilla Thunderbird как почтовик росла до релиза почти год. Ее промежуточные версии начали тестировать и "вылизывать" десятки тысяч человек, несмотря на явное внимание разработчиков к своему флагманскому продукту Firefox (бывший Firebird). Высказывалось множество версий, почему Mozilla.org решилась на одновременную разработку нескольких продуктов (сейчас готовится к релизу календарь-планировщик Sunbird), из которых наиболее достоверной мне кажется нежелание наступать на грабли во второй раз. В 2000 году разработчики уже обожглись, выпустив несовершенную Mozill'у одним пакетом, что окончательно подорвало авторитет марки Netscape и привело к потере последних приверженцев. По словам разработчика Mozilla Дэвида Хэллоуелла, нынешнее разделение "отвечает подходу, когда каждое приложение решает одну задачу, а не пытается соединять в себе функции, которые пользователю, возможно, и не нужны".

На сегодняшний день почтовик Thunderbird 1.0 весит 5.8 Мб, доступен в русской версии, быстр, удобен и многофункционален. Кроме поддержки любой версии Windows, программа отлично работает как в Mac OS X, так и в Linux. Но сколько бы я не перечислял достоинства Thunderbird, многим хочется сравнений. А тут надо еще поискать, с чем сравнивать. Например, из семейства Outlook только в Outlook 2003 появилась проверка писем на сервере, в Bat!'е 2.0 стали изобретать велосипед с написанием собственного html-редактора (Mozilla.org понадобилось 2 года и миллионы долларов от AOL, чтобы написать достойный html-движок, а небольшая Ritlabs такими ресурсами даже близко не располагает) и поддержкой IMAP. Норвежская Opera и ее почтовик М2 вообще, по признанию многих, даже рядом не стоял с сильными мира сего. Что остается? Либо мириться с существующим положением дел, либо... качать Thunderbird.

По большому счету "Громовая Птица" представляет собой лишь скелет той программы, который вы "заточите" под себя. Надо сказать, крайне мягкий и податливый скелет. Никто не мешает вам удовлетвориться имеющимися функциями, однако при желании легко добавить расширения (как в Firefox): среди моих любимых - "Show_SMTP_Username_0.2.1.xpi" (добавляет кнопочку "Select SMTP", очень полезно для пользователей со многими почтовыми адресами) и "Buttons!_0.5.0.xpi" (добавляет полезные кнопочки "Удалить спам", "Предыдущее и следующее письмо", "Вкл./выкл НТМL" и т.д.). Затронув тему расширений, отмечу, что в почтовике есть непривычная функция настройки всего одного SMTP-сервера (мне этого показалось мало, и я установил первое расширение) и замечательная работа со спамом (для его быстрого уничтожения поставил расширение №2). Последнее реализуется легко и непринужденно: сначала вы обучаете почтовик самому понятию "спам" (помечаете такие письма), а уже через некоторое время замечаете, что его количество существенно уменьшилось. Это произошло вследствие "обучаемости", т.е. создания определенных правил в процессе почтовой жизнедеятельности. Если хотите убедиться в том, что "режется" лишь мусор, добро пожаловать в закладку "Инструменты-Антиспам фильтры", где легко отредактировать установки или вернуться к изначальному состоянию.

Для легкого и безболезненного перехода с других клиентов предусмотрен автоматический импорт учетных записей и адресов из Microsoft Outlook, Microsoft Outlook Express, Eudora или Netscape Mail, а также перенос неоткрытых писем из старых почтовых ящиков. По мнению директора Ovum Гэри Барнетта, "заставить пользователей перейти на Firefox, несомненно, гораздо проще - пользуясь тем или иным браузером, вы не вкладываете в него столько души, как в e-mail клиент. Когда добьешься, чтобы все работало как надо, особенно если вы пользуетесь календарем, трудно от всего этого отказаться". Именно поэтому Mozilla Thunderbird может поспорить с тем же самым Outlook'ом в простоте и скорости настройки, а автоматический импорт должен облегчить процедуру перехода многократно.

Несомненным преимуществом я бы назвал добавление возможности чтения новостных или блогерских RSS-каналов (читайте об этом в "КВ" №1/2005 "Все новости - на стол!"). В свете того, что отслеживание новостей непосредственно с сайтов занимает и время, и мегабайты трафика, добавление чтения RSS видится делом нужным и необходимым. Пусть это еще слабо развито у нас, а слово "блоггер" почти ругательное, пройдет полгода-год, и с развитием широкополосного подключения многие осознают насущную необходимость быть в курсе всего и за малые деньги-трафик.

Тем, кого мучает невозможность создания шаблонов как в The Bat! или кто не может найти, как поставить свою подпись в конце, даю наводку: пишем в блокноте свои регалии, а в настройках ящика ("Инструменты" - "Параметры учетной записи") указываем путь к нему (ставим галочку на "Подпись" и кликаем "Выбрать"). Если званий, должностей и прочей "необходимой" информации много, то проще зайти чуть ниже в "Редактировать визитную карточку", внеся туда нужные данные и выставив галочку на "Прикреплять визитную карточку к сообщениям".

И последними функциями, благодаря которым я просто готов был расцеловать монитор, стали локальный поиск (причем по пяти параметрам типа "Найти в сообщении", "Тема и отправитель") и возможность помечать письма различными цветами по степени важности. Для тех, кто получает до 10 писем в день, описанные мною возможности покажутся избыточными, а для остальных - крайне важными. На данный момент для меня не составляет сложности найти не только одно сообщение по содержащемуся в нем слову, но и зрительно отсортировать входящие на письма первой необходимости, личные, рабочие или отложенные. Тем, кто любит порядок, а не радугу в почтовике, хорошей заменой послужит возможность создания виртуальных папок и распределения (естественно, автоматическое, по правилам, в фильтрах "Сообщение - Создать фильтр") писем в них.

Подводя итоги небольшого экскурса по возможностям такого богатого и в то же время простого e-mail клиента, как Mozilla Thunderbird, можно сказать одно: решив сделать его default, вы не прогадаете, ибо синяя птица удачи, поселившаяся у более чем 2 миллионов человек, станет и вашим талисманом.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ,
egor.m@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2005 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!